Кто осуществляет надзор за банковской деятельностью
Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями.
Банковский надзор преследует две цели:
— защиту вкладчика от возможных потерь;
— поддержание стабильности на финансовом рынке посредством предотвращения системных рисков.
Необходимость банковского надзора и контроля со стороны центрального банка за деятельностью кредитных институтов обусловлена выполнением им важной роли посредника в рыночной экономике. Существует взаимосвязь между хорошо функционирующей экономикой и отлаженной банковской системой: если экономика испытывает трудности вследствие циклического спада, то банки становятся своего рода амортизаторами – источниками финансовых ресурсов для стабилизации ситуации.
При осуществлении Центральным Банком функции надзора и контроля за деятельностью коммерческих банков в его задачу входят:
— выдача лицензий на банковскую деятельность;
— проверка отчетности, предоставляемой банками;
— ревизии на местах;
— контроль за соблюдением банками норм банковских операций.
Центральный банк выдает банковскую лицензию юридическим лицам на осуществление банковских операций. Лицензирование является средством, с помощью которого центральный банк определяет возможности создаваемых кредитных институтов осуществлять банковскую деятельность.
Важный этап надзорной деятельности ЦБ РФ – дистанционный (документарный) надзор, т.е. проверка отчетности, представляемой коммерческими банками. Постоянный контроль за отчетностью банков позволяют органам надзора заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск их неплатежеспособности банков и как следствие этого банкротство.
Центральный банк интересуют в первую очередь состояние и устойчивость банковской системы. Он анализирует степень соблюдения банками экономических нормативов, отчислений в централизованные фонды и определяет эффективность государственного регулирования банковской деятельности.
В процессе анализа финансового состояния банка следует различать дистанционный надзор и инспекторские проверки на местах.
Дистанционный надзор, или мониторинг, – это метод раннего распознавания негативного поведения банка и раннего оповещения о сложившейся негативной ситуации в банке органов банковского надзора. В основе дистанционного надзора лежит анализ финансовой отчетности банка (месячной, квартальной, полугодовой и годовой). Дистанционный надзор осуществляет центральный банк, с одной стороны, а также коммерческие банки осуществляют межбанковский надзор. Причем для выявления проблем в деятельности банков, как подчеркивают западные эксперты, необходимо использовать разумный банковский надзор. Мировая практика последних 15-20 лет свидетельствует о росте популярности дистанционного надзора.
Основные объекты дистанционного надзора за деятельностью банка: порядок или мероприятия по формированию капитала банка, качество активов; доходность, эффективность работы банка; ликвидность банка; темпы роста (развития) банка; чувствительность к изменению процентных ставок; риски.
Читайте также: Кто осуществляет ветеринарный надзор
Результаты дистанционного надзора используют органы банковского надзора, руководство банков для анализа и принятия управленческих решений, их используют при проведении инспекторских проверок на местах, для сравнительной оценки эффективности работы данного банка по отношению к другим банкам (региона, сопоставимой группы банков и т.д.). В мировой банковской практике в настоящее время существуют сложные и простые системы дистанционного анализа, что зависит от реальной экономической обстановки и прочих факторов.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Защищать интересы вкладчиков и кредиторов коммерческих банков, поддерживать стабильность финансовой системы РФ призван банковский надзор, осуществляемый Банком России. В чем сущность банковского надзора, какие задачи перед ним стоят, что за меры воздействия ЦБ на коммерческие банки применяются и насколько они эффективны?
Понятие банковского надзора
Банковский надзор в РФ — это контроль Центробанка за соблюдением банковскими кредитно-финансовыми организациями законодательных и прочих нормативных актов, регулирующих их деятельность. Обзор Центробанка я делал здесь.
Наблюдение, которое производит ЦБ РФ (Банк России), касается прежде всего исполнения коммерческими банками предписаний в части обязательных финансовых нормативов. О коммерческих банках и о структуре банковской системы России в целом есть статья тут. Воздействие на игроков банковского сектора по существу и является банковским регулированием в России.
Предметом надзора РФ является соблюдение банковскими организациями прописанных в федеральном законодательстве и/или установленных регулятором согласно федзакону от 10.07.2002 г. №86-ФЗ:
В состав Комитета банковского надзора входят руководители структурных подразделений Центробанка, непосредственно занимающихся анализом деятельности и проверками кредитных организаций.
Задачи и функции банковского надзора
Двумя основополагающими задачами банковского надзора являются контроль за соблюдением банками экономических нормативов и проверка исполнения законодательных норм. Выделяют также проверку отчетности и бухучета как третью важную задачу.
В список функций банковского надзора Банка России экономисты включают:
Виды и формы банковского надзора
Как полагают теоретики-финансисты, Центральный банк ведет надзор двух основных видов:
• юридический — проверяя соблюдение законности;
• пруденциальный — контролируя исполнение нормативов.
Два вида банковского надзора различают и по месту осуществления должностными лицами ЦБ своих полномочий:
• дистанционный надзор — посредством анализа предоставленных регулятору банковских и прочих документов;
• контактный надзор — с выездом представителей Банка России в головной офис и/либо подразделения финорганизации и изучением предоставленных документов на месте.
Читайте также: Какой суд осуществляет надзор
Виды банковского надзора
Место осуществления надзора
Выделяют также формы банковского надзора по содержанию деятельности банков:
Видами надзора, а также его методами и инструментами, занимается структура Центрального банка, включающая:
Методы надзора за банками
Организация банковского надзора и его осуществление включает применение четырех групп методов:
Санкции по отношению к нарушителям
Выявив нарушения банком пруденциальных и/либо юридических норм, регулятор вправе применить к нему следующие меры воздействия (санкции):
Эффективность надзора сомнительна
В декабре 2015 РБК опубликовал список 16 частных аудиторских компаний, которые выдавали положительные заключения финорганизациям, вскоре признанным банкротами и лишенным лицензий. Такие заключения получили шестьдесят девять из восьмидесяти двух банков, ликвидированных в 2013-2015 годах. При этом издание отмечает, что и сами аудиторы кивают на Банк России — он-то куда смотрел, обладая гораздо большими возможностями выявлять проблемы у кредитных организаций, — и Минфин РФ, контролирующий рынок аудиторов, не считает оправданными обвинения ЦБ в их адрес.
Контроль за банками в Российской Федерации в основном заключается в проведении проверок и наблюдение за их деятельности. Проверки и наблюдение обычно выясняют, все ли действия банка законны и в каком состоянии находится конкретный банк. В доктрине зачастую мы можем увидеть, что контроль и надзор за банками проявляется виде оценки деятельности банка. Тем не менее эти понятия несколько разграничиваются, что и нам необходимо сделать для большего понимания данной ситуации.
Итак, надзор по идее действительно и есть оценка текущей деятельности банки на предмет законности. Контроль же включает в себя не только оценку, ее мы получаем с надзора, здесь же мы разрабатываем целый план действий, которые должны быть направлены на обеспечение законности. Получается, что при надзоре при просто увидели проблему. А при контроле мы ее разрешаем, например, путем вынесения санкций в сторону банка.
Итак, предметом контроля за банками, конечно же является деятельность банков, соблюдение ими всех законов и проверка их действий. Пристальное внимание Центрального Банка Российской Федерации стоит обратить на ее надзорную функцию. По сути мы видим, как органу передается функция, например, тех же аудиторов, прокуратуры и т. д., но только в пределах банковской системы. Таким образом, Центральный банк способен даже выносить те же самые санкции в сторону кредитных организаций. Кроме того, он же устанавливает некоторые нормативы, вроде установления значений рисков, предельные значения выдачи по кредитам, использование уставного капитала на вложения в ценные бумаги, порядки ведения отчетов, требования по предоставлению этих отчетов и так далее.
Читайте также: Прокуратура не может осуществлять надзор за
Задачей проверок, конечно же, является в первую очередь оценка состояния дел того или иного банка во всех или отдельных направлениях его деятельности, в том числе выделяются:
- проверка действий и всей деятельности на предмет соответствия их нормативно-правовым актам;
- проверка отчетов и соответствия реальных данных и данных в отчете;
- проверка соответствия размеров рисков, активов, капитала установленным нормативам;
- проверка состояния этих капиталов, активов и т. д.;
- оценивание ситуацию, касающихся качества капитала и его платежеспособности;
- Оценка самодостаточности банка;
- проверка управляющего состава конкретного банка и организация его управления;
- проверка действий, которые могут быть угрозой для интересов граждан и защиты интересов этих граждан.
При проведении проверок различного рода банков или их структурных подразделений производится в виде инспекций со стороны Центрального банка. Для осуществления этой деятельности существует специальный у Банка России, который называется Главной инспекцией.
У Центрального Банка в свою очередь есть тоже некоторые обязательства перед кредитными организациями. Так, например, он не может проводить одну и ту же проверку, ставя на повестке дня одни и те же вопросы, если не наступил следующий отчетный период. Тем не менее закон позволяет проводить повторную проверку при условии, что происходит смена организационно-правовой формы юридического лица, либо банк ликвидируется. Также можно формально решить проблему, если такое решение принял совет директоров Центрального Банка России, в котором присутствовали участники центрального аппарата.
Банк России, обладая полномочиями банковского надзора, вправе как орган надзора применять к кредитным организациям меры воздействия в ответ на выявленные в процессе наблюдения и проведения проверок нарушения. Таким образом, существует множество методов контроля и надзора за деятельностью банков в Российской Федерации.
Важно! По всем вопросам контроля банков, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Юристы по банковской деятельности, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.
Источники:
http://investprofit.info/bank-nadzor/
http://jur24pro.ru/sotsialnye-programmy/kto-kontroliruet-banki-v-rossii-195923/
Источник https://prokuror-sledovatel.ru/nadzor/kto-osushhestvlyaet-nadzor-za-bankovskoj-deyatelnostyu